ВЛИЯНИЕ ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЛЕВШЕЙ И ПРАВШЕЙ
Филиппова Е.Б.
Военно-Медицинская Академия, Санкт-Петербург, Россия
По данным нейробиологических исследований, нейрофизиологической основой предпочтения руки является доминирование левого или правого полушария в психо-нервной деятельности субъекта. Работа левого полушария основана на последовательном анализе дискретных единиц информации и определяет вербальные, аналитические способности, абстрактное мышление. Правое полушарие функционирует как параллельный процессор, осуществляет мгновенную обработку разномодальной информации и определяет способности к пространственному мышлению, образное, чувственное познание, а также способности к тонкому зрительно-пространственному контролю и мануальной деятельности /2,5/.
Всесторонние исследования психофизиологических функций у здоровых левшей, а также у больных, страдающих очаговой патологией мозга, показали, что количество левшей среди популяции колеблется от 1% до 30%, в среднем составляя 10%. евши чаще встречаются среди артистически одаренных лиц, художников, некоторых спортсменов; например среди мастеров карате их 16%, и реже среди инженеров, всего 4% /2/.
Можно выделить три точки зрения на интеллектуальные и психифизиологические особенности левшей. Сторонники первой из них считают, что показатели нервно-психической деятельности у левшей хуже, чем у правшей. Сторонники второго взгляда считают, что левши имеют одинаковые с правшами психические способности и социальные достижения. Наконец, согласно третьей точки зрения, левши имеют более высокие показатели целостной нервно-психической деятельности и адаптационные возможности, чем правши. Давно замечено, что именно среди левшей обнаруживаются люди, наиболее искусные в ручном труде.
Известно также, что взаимоотношения полушарий изменяются при адаптации к новым условиям среды, а также в ситуации психо-эмоционального напряжения. Было показано, что левши, а также лица с неполным правшеством лучше адаптируются к условиям крайнего севера. Это выражалось в психическом состоянии обследуемых, а также прослеживалось по ряду показателей работы висцеральных систем /3/. С другой стороны, есть данные о том, что степень доминирования полушарий, а, следовательно, и латерализации полушарного контроля соматических функций может изменяться в процессе адаптации /1,3/.
Теоретическое обоснование феномена левшества и функциональных различий левого и правого полушария у правшей и неправшей основано на фактах большей встречаемости затруднений в обучении, речевых нарушений, а также заболеваний иммунной системы среди левшей, и большей встречаемости левшества и неполного правшества среди мужчин /6/. Авторы предположили, что перинатальное воздействие андрогенов замедляет рост и развитие отдельных областей левого полушария, что обуславливает преимущественное развитие симметричных зон правой гемисферы, отражением чего и является левшество.
В настоящей работе исследовалась роль психо-эмоциональной нагрузки на работу левого и правого полушария у левшей и правшей. Работа проводилась на курсантах 1-го курса ВМедА в сентябре-октябре, а также на курсантах 2-го курса в марте-апреле. Предполагалось, что первые месяцы пребывания на казарменном положении в сочетании с учебной нагрузкой связаны со значительным психо-эмоциональным напряжением. В качестве показателей работы левого и правого полушария использовалось решение соответствующих задач в тестах Айзенка. Мы не воспользовались предъявлением числового и вербального субтестов, поскольку считалось, что функциональная специализация полушарий основана не столько на пародигме вербальный-невербальный, но и на преимущественном способе анализа – последовательном или одномоментном, параллельном. Исходя из этого, задачами, ориентированными на аналитические способности левого полушария, считались все вербальные задания, а также задания, основанные на последовательном переборе информации: решение анаграмм, вставить слово-синоним или являющееся частью другого слова, продолжение числового ряда и т.д. Правополушарными заданиями считались большинство пространственных задач, а также те числовые задания, в которых требовалось выявить две и более закономерностей. Мы отдаем себе отчет, что такое деление является относительным. По нашему мнению, тесты Айзенка в целом требуют большей активности левого полушария, чем правого, поскольку основаны на сознательном акте поиска закономерностей. Речь идет лишь большей или меньшей роли правого полушария в поиске решения. Предпочтение руки устанавливалось по опроснику /4/. Были обследованы 41 левша и 48 правшей.
Анализ результатов состоял в определении общего 1О, а также в выявлении количества решенных задач, требующих преимущественного участия правого полушария (ПП-задачи) или левого полушария (ЛП-задачи). Прежде всего, оказалось, что влияние психо-эмоциональной нагрузки на интеллектуальную деятельность было выражено в большей степени у правшей, чем у левшей. Об этом свидетельствуют средние показатели IQ: у правшей 1-го курса IQ = 101+1,5, а 2-го - IQ = 131+3,2, р < 0,01; у левшей соответственно 110+4,3 и 121+3,6, р < 0,05, рис 1. Кроме того, установлено, что левши и правши как первого, так и второго курса, как правило, лучше решали ПП задачи, чем ЛП задачи. Количество решенных ПП-задач у курсантов первого курса - левшей составляло в среднем 9,2+1,3, а ЛП-задач- 5,2+1,2.У левшей второго курса соответствующие данные составили 10,9+1,4 и 7,6+1,7, р < 0,05. У правшей преимущество правого полушария было выявлено только для курсантов первого курса: количество решенных ПП-задач составляло в среднем 8,4+1,3, а ЛП-задач – 4,0+0,9, р < 0,05. Для курсантов второго курса соответствующие данные составляли: 12,3+0,9 и 10,0+2,5, р > 0,05. Таким образом, оказалось, что интеллектуальные способности как левшей, так и правшей на втором курсе улучшились по сравнению с первым, но у правшей это улучшение было выражено в большей степени. Кроме того, только у правшей наблюдалось значимое увеличение количества решенных ПП и ЛП- задач при переходе на второй курс.
Рис.1. Количеств решенных задач, требующих преимущественного участия правого полушария (ПП) или левого полушария (ЛП) у левшей и правшей первого и второго курса. * - различия достоверны при р < 0,05.
Для выявления динамики роли левого и правого полушария в интеллектуальной деятельности нами были выделены группы лиц с относительно низким показателем интеллектуальной деятельности - IQ ниже 100 и высоким показателем, IQ выше 100. Число правшей на первом курсе в этих группах составляло 67% и 33%, а на втором соответственно 15% и 85%. То есть влияние психо-эмоционального напряжения на первом курсе было весьма значимым фактором для большинства правшей, что приводило к снижению интеллектуальных способностей. У левшей первого курса соответствующие показатели равнялись 45% и 55%, а у левшей второго курса 38% и 62%. Иначе говоря, показатели интеллектуальной деятельности после ослабления психо-эмоционального напряжения у левшей изменились незначительно.
Далее, оказалось, что левши в группах с IQ ниже 100 как на первом, так и на втором курсе решали больше ПП-задач, чем ЛП-задач, рис.2. Соответствующие показатели составляли: 6,5+1,5 и 3,0 +1,1 и 8,1+1,9 и 3,4+0,8, р < 0,05. У левшей с IQ больше 100 это различие не значимо: у курсантов первого курса 12,3+1,7 и 9,3+1,1; у курсантов второго курса соответственно 12,6+1,1 и 10,2, р > 0,05. Правши с IQ ниже 100 также решали больше ПП-задач, чем ЛП-задач: на первом курсе 7,5+0,8 и 2,9+1,1 и на втором курсе 11,5+1,4 и 3,5+1,1 соответственно, р < 0,05. У правшей с IQ выше 100 такое же соотношение наблюдалось только у курсантов первого курса: 11,0+1,8 и 6,5+1,0 соответственно, р < 0,05; у курсантов второго курса различия были незначимы: 12,4+1,2 решенных ПП-задач и 11,0+0,8 – ЛП-задач.
Рис. 2. Количество решенных задач, требующих преимущественного участия правого полушария и левого полушария у левшей и правшей первого и второго курса с различным IQ. В круговых диаграммах - % испытуемых с IQ < 100 (левая часть круга) и IQ > 100 (правая часть круга). Остальные обозначения как на рис.1
.
Сравнение количества решенных ПП-задач и ЛП-задач у курсантов с одним и тем же IQ показало, что у лиц с IQ ниже 100, как правшей, так и левшей влияние психо-эмоциональной нагрузки на первом курсе сказывалось негативным образом, в основном, на работе правого полушария; при уменьшении такой нагрузки на втором курсе количество решенных ПП-задач увеличивалось. Эти различия у правшей были значимы, р < 0,05, а у левшей могут быть отмечены как тенденция. У лиц с IQ выше 100 – левшей психо-эмоциональная нагрузка практически не влияла на интеллектуальные способности как правого, так и левого полушария. У правшей с IQ выше 100, напротив, влияние такой нагрузки было выражено в наибольшей степени, причем в основном на левое полушарие; при уменьшении нагрузки на втором курсе число решенных ЛП-задач увеличилось почти в два раза.
Таким образом, результаты проведенной работы, прежде всего, показали, что тест Айзенка не дает однозначного ответа на соотношение предпочтения руки и интеллекта: средний IQ у левшей был выше, чем у правшей первого курса и ниже на втором курсе. Левши оказались более устойчивыми к влиянию психо-эмоциональной нагрузки, связанной с началом учебного процесса в ВМедА по сравнению с правшами. Вероятно, это обусловлено доминированием правого полушария в высшей нервной деятельности левшей /2,6/. Известно, что активность именно правого полушария увеличивается при необходимости адаптации к новым условиям, а также в стрессовых ситуациях /3/. С другой стороны, доля лиц с относительно низким IQ среди левшей второго курса, когда влияние психо-эмоциональной нагрузки, по нашему предположению уменьшилось, была значительно большей, чем среди правшей. По-видимому, это связано с выраженным преобладанием интеллектуальных способностей правого полушария над способностями левого. Кроме того, процесс адаптации у левшей и правшей, по-видимому, сказывается на разных аспектах их интеллектуальной деятельности. Интеллектуальные способности левого полушария страдают в большей степени, особенно у правшей. Уменьшение психо-эмоциональной нагрузки на втором курсе привело к активации левополушарных способностей, что привело к значительному увеличению IQ.
Литература
1.Будыка Е.В., Ефимова И.В., Хомская Е.Д.Объективные и субъективные проявления адаптационных процессов у студентов с разным типом латерализации функций мозга.//Вестник МГУ, сер.16»Биология»,1995, №3.
2.Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Левши. М., 2000.
3.Леутин В.П., Николаева Е.И. Психофизиологические механизмы адаптации и функциональная асимметрия мозга. Новосибирск, 1988. 189 с.
4.Annett M. A classification of hand preference by association analysis.//Brit.J.of Psychol., 1970, v.61.
5.Gazzaniga M.S. The bisected brain. N.Y., 1970. 168 p.
6. Geschwind N., Galaburda W. Cerebral lateralization. Biological mechanisms, associations and pathology: ll. A hypothesis and a programm for researcy.// Arch. Neurol.1985. Vol.42, N6. P. 521-552.