ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЖПОЛУШАРНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРИ ВОСПРИЯТИИ ЭМОЦИЙ ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Е.С. Дмитриева, В.Я. Гельман
Институт эволюционной физиологии и биохимии им. Сеченова, РАН, Санкт-Петербург
В последнее время особенности церебральных механизмов обработки информации творчески одаренными детьми привлекают все большее внимание исследователей. Предполагается, что существует взаимосвязь между специфическими полушарными отношениями и степенью одаренности /Geschwind and Galaburda, 1985/. Динамика этих отношений может наблюдаться в онтогенезе при формировании когнитивных функций. Цель настоящей работы - изучение практически не исследовавшихся ранее особенностей церебральной латерализации восприятия эмоциональной компоненты речевого сигнала одаренными детьми, принадлежащими к разным «человеческим типам»: «мыслительному» и «художественному».
Для исследования были выбраны математически и музыкально одаренные дети обоих полов разных возрастных групп и контрольная группа школьников. Применялась психоакустическая методика, позволяющая выявить различия в развитии церебральных механизмов, лежащих в основе восприятия эмоций одаренными детьми и контрольной группой испытуемых. Регистрировалась эффективность распознавания эмоций (ЭР), время реакции (ВР) и вычислялся коэффициент асимметрии.
Проведенный дисперсионный анализ выявил статистически достоверные различия между группами, причем факторы возраста и пола были высоко значимыми. У одаренных детей, как музыкантов, так и математиков, была выявлена более высокая ЭР, более короткое ВР и большее преимущество правого уха при восприятии эмоциональной компоненты речи по сравнению с контрольной группой.
Обнаруженная у одаренных детей преимущественная активность левого полушария позволяет говорить о специфике межполушарных отношений у них при анализе эмоциональной информации, которая как у музыкантов, так и у математиков, зависела от пола и возраста испытуемых аналогичным образом. У девочек процесс обучения способствовал смещению в левое полушарие преимущественной активности при обработке эмоциональной интонации речи, а у мальчиков – обнаруженное в младших возрастных группах выраженное преимущество левого полушария в процессе дальнейшего обучения не закреплялось. В группе одаренных детей не было обнаружено различий в межполушарных отношениях между «мыслительным» и «художественным» типами.
Работа поддержана грантом РГНФ (№ 01-06-00267а.).