ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ ПОЛУШАРИЙ МОЗГА И КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА
М.В. Червонцева, Е.А. Сергиенко
Института психологии Государственного университета гуманитарных наук
Совокупность признаков доминирования правого и левого полушария рассматриваются нами как нейробиологическая основа для развития индивидуальных способов переработки информации и способности к преобразованию полученной информации.
Целью настоящего исследования было выявление взаимосвязи между профилем функциональной асимметрии, креативностью и когнитивным стилем.
Рассмотрение вопроса соотнесения профиля функциональной асимметрии с креативностью и когнитивными стилями осложнено недостаточной разработанностью проблемы оценки и классификации профилей функциональной асимметрии. В соответствии с современными взглядами психологической науки на проблему межполушарной асимметрии, важным является признание парциального характера доминирования функций в различных системах, что позволяет изучать профиль функциональной асимметрии. В литературе известны разные подходы к типологии профилей асимметрии. Большинство работ в данном направлении акцентирует внимание на ведущей руке и схеме «рука-глаз», к ним относятся классификации Г.А.Когана, А.Б.Кураева, В.М.Мосидзе, Е.Д.Хомской.
В своей работе мы опирались на классификацию Т.А.Брагиной и Н.Н.Доброхотовой, в которой рукости не придается доминирующего значения, она рассматривается лишь как один из равных компонентов в профиле асимметрии.
Нами проведено исследование соотношения профилей функциональной асимметрии с креативностью и когнитивным стилем у студентов: художников, актеров, инженеров-механиков (70 человек). Определялся профиль функциональной асимметрии мозга (соотношение доминантности функций зрения, слуха, использования рук и ног), оценивалась выраженность невербальной креативности по тесту Э. П. Торренса, а также когнитивного стиля «узкий-широкий диапазон эквивалентности». Для диагностики узости-широты диапазона эквивалентности использовалась модификация методики свободной сортировки объектов, предложенная В. Колгой. В качестве стимульного материала выступали написанные на отдельных карточках слова, характеризующие разные аспекты категории «время».
На нашей выборке показано, что преимущественно левый профиль функциональной асимметрии (доминирование правого полушария) значительно чаще встречается у студентов обучающихся на факультетах с «творческой» специализацией (22%), чем «технической» (5%). Среди лиц с правополушарным типом доминирования, выражена склонность к широкому диапазону эквивалентности или «синтетичности», так же у них наблюдаются наиболее высокие показатели невербальной креативности.