< Back      Конференция 2006       Next>


ЦВЕТОВОСПРИЯТИЕ У ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

(в аспекте функциональной асимметрии мозга)

А. С. Зартор, Н. Н. Николаенко

Институт эволюционной физиологии и биохимии им И. М. Сеченова  РАН, Санкт-Петербург, Россия. Е-mail: nikolaenko@nnick.mail.iephb.ru

 

Известно, что у детей с отклонениями в развитии чаще, чем у нормально развивающихся, выявляются нарушения восприятия цвета, объектов и ситуаций [2].

Вместе с тем, проблемы восприятия цвета и классификации цветовых оттенков у детей с отклонениями в развитии нуждаются в дальнейшей разработке и конкретизации. В подавляющем большинстве исследования в данной области проводились у взрослых людей как у здоровых, так и у больных с поражением или преходящим угнетением правого и левого полушария головного мозга [3].      

             Нами проведено сравнительное исследование зрительного восприятия цвета и обозначения цветовых оттенков у нормально развивающихся детей и детей с задержками умственного развития.           

С    помощью набора из 32 цветных карточек проводилось изучение особенностей идентификации, классификации, а также цветообозначения. Кроме того, в качестве зрительных стимулов для опознания сложных цветных изображений использовались репродукции цветных образов хорошо всем знакомых по жизненному опыту, например, разнообразных состояний погоды и времени суток (туман, приближение грозы, утро, вечер).

Классификация цвета. Оказалось, что нормально развивающиеся дети формировали небольшие группы похожих цветов, состоящие из 2-3 цветных элементов. Поиск похожих цветов проводился ими очень тщательно: они поочередно сравнивали каждый цвет, тем самым, подбирая цвет «под пару». Следовательно, нормально развивающиеся дети создают дробную группировку цветовых оттенков, с тщательным дифференциальным анализом таких признаков, как насыщенность и светлота. Такая классификация цветов связана, вероятно, с деятельностью правого полушария. Об этом свидетельствуют результаты обследования больных с инактивацией левого полушария, вызванной левосторонними электросудорожными припадками [3].

Таким образом, нормально развивающиеся дети с помощью дробной группировки четко выделяли в отдельные группы фокусные цвета. Речь идет о выделение так называемых универсальных фокусных цветов (по Berlin, Kay, 1969) , включающих три  ахроматических и шесть хроматических цветов (красный, синий, желтый, зеленый, и т.д. ).

Дети с умственной отсталостью легкой степени формируют укрупненные группы похожих цветов, состоящих из 5-7 и более элементов. Значительно реже встречаются группы из двух цветных элементов. Иначе говоря, они не руководствуются принципом подбора конкретных цветовых оттенков «под пару». Таким образом, дети с отклонениями в развитии образуют высоковзаимосвязанные блоки-графы: «красные», «желтые», «зеленые», «синие» цвета. Такая классификация связана с состоянием снижения активности правого полушария и повышенной активности левого полушария головного мозга (после окончания правостороннего электросудорожного припадка) [3]. При относительном преобладании активности левого полушария испытуемые предпочитают укрупненную классификацию (5-7 и более цветов в группе). В ее основе лежит односторонняя ориентация на обобщенный признак – цветовой тон – без учета признаков насыщенности и светлоты цвета.

Категоризация цвета. Нормально развивающиеся дети, как и взрослые [1], при обозначении цветовых оттенков используют названия с характеристиками цвета по светлоте и насыщенности, а также предметно-соотнесенные цветообозначения.

 У детей с отклонениями в развитии лексикон обозначения промежуточных цветов крайне беден. Для обозначения цвета они чаще использовали простые названия, крайне редко употребляя названия с характеристиками цвета по светлоте и насыщенности. Отсутствовали названия по типу предметной соотнесенности.

Идентификация цвета. Интересно то, что дети с умственной отсталостью легкой степени лучше, чем нормально развивающиеся дети справлялись с идентификацией цветовых оттенков. Больные испытуемые сравнивали каждый цвет, прежде чем сделать выбор. Примечательно, что здоровые дети хуже справлялись с поставленной задачей, допуская много ошибок.

Опознание сложных цветных образов. Нормально развивающиеся дети точно и быстро описывали состояние погоды и времени суток. Испытуемые отвечали быстро, часто одним словом, мгновенно реагируя на предъявленное изображение. Высказывания детей представляли собой краткое определение темы картины, часто даже совпадающее с названием произведения.

Дети с умственной отсталостью легкой степени испытывали затруднения в описании сюжета, заявляя, что не знают, что изображено. Дети не могли выделить целостный цветной образ, сосредотачиваясь на отдельных фрагментах изображения. У детей с отклонениями в развитии затруднение в формировании целостного зрительного образа проявляется и в крайне противоречивых, альтернативных и неопределенных описаниях. Именно для этих детей, также как для взрослых с сохранной активностью левого полушария (после окончания правосторонних электросудорожных припадков) характерны отказы («не понимаю», «не ощущаю погоду»).  По-видимому, в обоих случаях страдают все этапы формирования целостного зрительного образа: различение, целенаправленность отбора признаков, структурирование их, установление адекватных смысловых связей между признаками цвета и идентификация формирующегося образа с эталоном, хранящимся в памяти. Возможно, что такие трудности в понимании сюжетных картин связаны с состоянием снижения активности правого полушария и повышения активности левого полушария [4].

Таким образом, зрительное восприятие цветовых оттенков у детей с отклонениями в развитии значительно менее дифференцированно, чем у нормально развивающихся детей. Снижение способностей к идентификации, бедность цветового лексикона, чрезмерно укрупненная классификация (группирование) очевидно, связаны со снижением активности правого полушария и повышением активности левого полушария головного мозга [3]. Особый интерес вызывает улучшение способности к идентификации цветов (подбора цвета «под пару») у детей с умственной отсталостью. Это явление можно объяснить тем, что функция идентификации облегчается во вторичных корковых полях височных отделов правого полушария. В то же время, в третичных зонах теменной коры правого полушария происходит снижение активности, обусловливающее неспособность к опознанию сюжетных цветных сцен.   

 

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 04-06-80041).

 

Список литературы

    1.  Василевич А. П. Наименование цвета в русском языке: Проблема методика    исследования. Москва, 1978

2.  Исаев Д. Н.  Умственная отсталость у детей и подростков, Cанкт-Петербург.2003

3. Николаенко Н. Н. Взаимодействие полушарий мозга в процессе восприятия и обозначения цвета. Cенсорные системы: Сенсорные процессы и асимметрия полушарий.. Л. 1985, с. 115-126.

4. Николаенко Н. Н. Творчество и мозг. Институт специальной педагогики и психологии, 2001.


< Back      Конференция 2006       Next>

Hosted by uCoz