СПЕЦИФИКА СТРАТЕГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ЧТЕНИИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Л.В. Соколова
ПГУ им. М.В.Ломоносова, Архангельск
Результаты нейропсихологических и нейрофизиологических исследований процесса чтения показали, что осуществление этого интегративного навыка возможно при совместной деятельности обоих полушарий головного мозга, где каждое полушарие выполняя свою роль, вносит свой специфический вклад в когнитивную деятельность. Правое полушарие, включаясь в реализацию процесса чтения на первых этапах, анализирует перцептивные его свойства и создает определенные эталоны, коды зрительной информации, которые в дальнейшем могут быть использованы левым полушарием. Изучение особенностей чтения дислексиков выявило, что они используют в основном правополушарную стратегию деятельности, основанную на перцептивных свойствах текста. Такая стратегия отражает начальные этапы становления навыка чтения – идет побуквенный анализ незнакомых слов. Дальнейшее совершенствование навыка чтения связано с большим включением в деятельность левого полушария, которое на основе выработанных в правом полушарии эталонов с одной стороны осуществляет зрительно-пространственный анализ информации по классификационным признакам, с другой стороны – ее семантическую обработку.
Исследовались две крайние группы детей: 1 – учащиеся, успешно овладевающие навыком чтения; 2 – дети с трудностями формирования навыка, на протяжении первого и второго классов. В ходе ЭЭГ- эксперимента испытуемым предлагалось чтение текстов, соответствующих школьным программам. Функциональная интеграция областей коры больших полушарий оценивалась, исходя из динамики показателей когерентности и спектров плотности мощности по сравнению с состоянием покоя. Если в 1 группе на протяжении исследования во время чтения сохраняется тенденция локальной активации задне-ассоциативной области левого полушария, то у детей 2 группы при чтении обнаружено увеличение пространственной синхронизации высокочастотных ритмических составляющих в задне-ассоциативных отделах правого полушария.
Полученные результаты позволяют сделать предположение об использовании различных стратегий деятельности: учащиеся 2 группы характеризуются правополушарной стратегией, основанной на зрительно-пространственном анализе прочитанного текста. Преобладающая роль правого полушария является неоптимальным фактором для совершенствования навыка чтения и может обуславливать трудности овладения этим процессом.