< Back      Конференция 2006       Next >


АССОЦИАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС ПРИ АУТИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОПАТИИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Н.Н. Николаенко, М.М. Михеев

Институт эволюционной физиологии и биохимии им И. М. Сеченова  РАН, Санкт-Петербург, Россия. Е-mail: nikolaenko@nnick.mail.iephb.ru

 

Идея гетерогенности человеческого мышления подразумевает, что в одном случае слово выступает как имя объекта (денотат); в другом случае слово выступает как заменитель предмета, как любое знаковое отображение  структурно-организованной системы денотатов. Показано, что в языковом сознании человека как в норме, так и при психической патологии имеются две стратегии порождения ассоциаций: 1) с опорой на систему сенсорно-образного отображения мира, т.е. на частоту слов с предметной семантикой, и 2) с опорой на частоту слов в текстах [1]. Оказалось также, что для сохранной деятельности правого полушария (при угнетении левого полушария после окончания одностороннего электросудорожного припадка) типичен первый тип порождения ассоциаций, а для левого – второй [2].

Целью настоящей работы было изучение особенностей аcсоциаций у детей и больных с аутистической психопатией (синдром Аспергера). С этой целью обследовались пятьдесят пять здоровых школьников в возрасте от 7 до 16 лет (у 28 мальчика и 27 девочки) и восемь мальчиков (от 10 до 18 лет) c диагнозом: синдром Аспергера. В качестве контрольной группы было обследовано шестьдесят здоровых взрослых в возрасте 18-66 лет (29 женщин и 31 мужчина).

 

Исследование ассоциативного мышления. Для исследования особенностей ассоциативного процесса использовалась модифицированная нами методика направленного ассоциативного эксперимента: ассоциирование в ответ на стимулы-буквы (А, С, Ф). Интерес к такой модификации ассоциативного эксперимента был вызван стремлением ограничить набор ассоциаций и определить «внутриязыковые» связи.  С этой целью испытуемым предлагалось в течение одной минуты назвать слова, «первыми пришедшими в голову», которые начинаются на букву «А». 

 

Таблица. Наиболее частые ассоциации на букву А в норме и при аутистической психопатии

 

Ядро ассоциаций детей 7-10 лет

Ядро ассоциаций детей 11-17 лет

Ядро ассоциаций больных аутистической

Слова

Частота

Слова

Частота

Слова

Частота

Арбуз

26

Арбуз

12

Антон

5

Апельсин

16

Америка

9

Арбуз

5

Ананас

14

Африка

8

Автобус

4

Америка

13

Автобус

7

Александр

4

Африка

13

Автомобиль

7

Алексей

3

Аист

12

Ананас

7

Алиса

3

Абрикос

11

Австралия

7

Андрей

3

 

 

Характер ассоциаций. Рассмотрим теперь характер связей между словами у здоровых  и у больных аутистической психопатией. В группа здоровых школьников 7-10 лет выявились связные (по высокой частоте ассоциаций) графы: один из них

АРБУЗ ® АБРИКОС

¯    Х        ¯

   АПЕЛЬСИН   ®   АНАНАС

 

и второй:                        АМЕРИКА ®  АФРИКА

 

Особый характер и соотношение разного типа ассоциаций обнаружились у больных. В частности, у больных c аутистической психопатией выделились два набора слов, образующих связные (по высокой частоте ассоциаций) графы: один из них:            

                                         

 

 

АНТОН ®  АЛЕКСАНДР

¯                                                                         ¯

                                                                  АЛЕКСЕЙ

 

и второй:                                  АРБУЗ ® АПЕЛЬСИН

 

По сравнению со здоровыми у этих больных доминируют имена собственные, причем перечисление их отличается подчеркнутой систематичностью, по типу каталога. Встречается у них перечисление и географических названий, однако реже, чем в норме.  Наконец, периодически больные крайне редко используют и предметные ассоциации, и связи  между ними довольно фрагментарны. Эти данные указывают на снижение образного мышления у больных c аутистической психопатией.

Кроме того, у детей с синдромом аутистической психопатии обследование по методике Векслера обнаружило выраженное уменьшение невербальных показателей (зрительная память, пространственно-временная ориентировка, способность к переключению внимания, зрительно-моторная координация) при сохранных или высоких вербальных показателях. Разница вербального и невербального показателей в условиях выравнивания испытуемых по полу и возрасту составила в среднем для детей с синдромом аутизма – 25.2, здоровых детей – 4 и олигофренов – 1.3.  Эти различия ярко проявляются и в их клинической картине.

С одной стороны, благодаря предпочтению теоретических дисциплин, интеллектуально-эстетическому содержанию увлечений, стилистически-семантическим характеристикам речи дети с аутистической психопатией могут производить впечатление «вундеркиндов». Но, с другой стороны, вследствие плохо выраженных навыков самообслуживания и житейско-практической ориентировки, недостаточности ручной моторики и зрительно-моторной координации (своеобразие рисунков, проявления дисграфии, зеркального письма и др.) они могут выглядеть грубо недоразвитыми.

В эмоциональном поведении  обращает на себя внимание преобладание положительного полюса аффекта, проявляющееся в оптимистической или безмятежной оценке перспективы. Возможности суждения об эмоциональности ограничены своеобразной мимической атонией, ранее описывавшейся как «задумчивое», «сонное» лицо, «лицо принца», и отличающейся как от органической гипомимии, так и от парамимий, мимической диссоциации при шизофрении. Эти, казалось бы, противоречивые особенности находят объяснение при учете того, что инактивация правого полушария сопровождается не только преобладанием положительного аффективного полюса, но и «сглаживанием» мимики, затруднением мимического выражения эмоциональности [3].

В целом, настоящее исследование показало, что особенности ассоциативного мышления у детей с РДА свидетельствуют о нарушении процесса межполушарного взаимодействия при аутизме, которое проявляется в снижении функциональной активности правого полушария мозга.

 

Литература:

Агибалов А.К.  Вероятностная организация внутреннего лексикона человека. Автореф. дис. … канд. филол. наук. СПб., 1995.

Николаенко Н.Н. Психология творчества. С.- Петербург, 2005.

Николаенко Н.Н. Творчество и мозг. С.- Петербург, 2001.


< Back      Конференция 2006       Next >

Hosted by uCoz