< Back Конференция 2006 Next >
АССОЦИАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС ПРИ АУТИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОПАТИИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Н.Н. Николаенко, М.М. Михеев
Институт эволюционной физиологии и биохимии им И. М. Сеченова РАН, Санкт-Петербург, Россия. Е-mail: nikolaenko@nnick.mail.iephb.ru
Идея гетерогенности человеческого мышления подразумевает, что в одном случае слово выступает как имя объекта (денотат); в другом случае слово выступает как заменитель предмета, как любое знаковое отображение структурно-организованной системы денотатов. Показано, что в языковом сознании человека как в норме, так и при психической патологии имеются две стратегии порождения ассоциаций: 1) с опорой на систему сенсорно-образного отображения мира, т.е. на частоту слов с предметной семантикой, и 2) с опорой на частоту слов в текстах [1]. Оказалось также, что для сохранной деятельности правого полушария (при угнетении левого полушария после окончания одностороннего электросудорожного припадка) типичен первый тип порождения ассоциаций, а для левого – второй [2].
Целью настоящей работы было изучение особенностей аcсоциаций у детей и больных с аутистической психопатией (синдром Аспергера). С этой целью обследовались пятьдесят пять здоровых школьников в возрасте от 7 до 16 лет (у 28 мальчика и 27 девочки) и восемь мальчиков (от 10 до 18 лет) c диагнозом: синдром Аспергера. В качестве контрольной группы было обследовано шестьдесят здоровых взрослых в возрасте 18-66 лет (29 женщин и 31 мужчина).
Таблица. Наиболее частые ассоциации на букву А в норме и при аутистической психопатии
Ядро ассоциаций детей 7-10 лет |
Ядро ассоциаций детей 11-17 лет |
Ядро ассоциаций больных аутистической |
|||
Слова |
Частота |
Слова |
Частота |
Слова |
Частота |
Арбуз |
26 |
Арбуз |
12 |
Антон |
5 |
Апельсин |
16 |
Америка |
9 |
Арбуз |
5 |
Ананас |
14 |
Африка |
8 |
Автобус |
4 |
Америка |
13 |
Автобус |
7 |
Александр |
4 |
Африка |
13 |
Автомобиль |
7 |
Алексей |
3 |
Аист |
12 |
Ананас |
7 |
Алиса |
3 |
Абрикос |
11 |
Австралия |
7 |
Андрей |
3 |
Характер ассоциаций. Рассмотрим теперь характер связей между словами у здоровых и у больных аутистической психопатией. В группа здоровых школьников 7-10 лет выявились связные (по высокой частоте ассоциаций) графы: один из них
АРБУЗ ® АБРИКОС
¯ Х ¯
АПЕЛЬСИН ® АНАНАС
и второй: АМЕРИКА ® АФРИКА
Особый характер и соотношение разного типа ассоциаций обнаружились у больных. В частности, у больных c аутистической психопатией выделились два набора слов, образующих связные (по высокой частоте ассоциаций) графы: один из них:
АНТОН ® АЛЕКСАНДР
¯ ¯
АЛЕКСЕЙ
и второй: АРБУЗ ® АПЕЛЬСИН
По сравнению со здоровыми у этих больных доминируют имена собственные, причем перечисление их отличается подчеркнутой систематичностью, по типу каталога. Встречается у них перечисление и географических названий, однако реже, чем в норме. Наконец, периодически больные крайне редко используют и предметные ассоциации, и связи между ними довольно фрагментарны. Эти данные указывают на снижение образного мышления у больных c аутистической психопатией.
Кроме того, у детей с синдромом аутистической психопатии обследование по методике Векслера обнаружило выраженное уменьшение невербальных показателей (зрительная память, пространственно-временная ориентировка, способность к переключению внимания, зрительно-моторная координация) при сохранных или высоких вербальных показателях. Разница вербального и невербального показателей в условиях выравнивания испытуемых по полу и возрасту составила в среднем для детей с синдромом аутизма – 25.2, здоровых детей – 4 и олигофренов – 1.3. Эти различия ярко проявляются и в их клинической картине.
С одной стороны, благодаря предпочтению теоретических дисциплин, интеллектуально-эстетическому содержанию увлечений, стилистически-семантическим характеристикам речи дети с аутистической психопатией могут производить впечатление «вундеркиндов». Но, с другой стороны, вследствие плохо выраженных навыков самообслуживания и житейско-практической ориентировки, недостаточности ручной моторики и зрительно-моторной координации (своеобразие рисунков, проявления дисграфии, зеркального письма и др.) они могут выглядеть грубо недоразвитыми.
В эмоциональном поведении обращает на себя внимание преобладание положительного полюса аффекта, проявляющееся в оптимистической или безмятежной оценке перспективы. Возможности суждения об эмоциональности ограничены своеобразной мимической атонией, ранее описывавшейся как «задумчивое», «сонное» лицо, «лицо принца», и отличающейся как от органической гипомимии, так и от парамимий, мимической диссоциации при шизофрении. Эти, казалось бы, противоречивые особенности находят объяснение при учете того, что инактивация правого полушария сопровождается не только преобладанием положительного аффективного полюса, но и «сглаживанием» мимики, затруднением мимического выражения эмоциональности [3].
В целом, настоящее исследование показало, что особенности ассоциативного мышления у детей с РДА свидетельствуют о нарушении процесса межполушарного взаимодействия при аутизме, которое проявляется в снижении функциональной активности правого полушария мозга.
Литература:
Агибалов А.К. Вероятностная организация внутреннего лексикона человека. Автореф. дис. … канд. филол. наук. СПб., 1995.
Николаенко Н.Н. Психология творчества. С.- Петербург, 2005.
Николаенко Н.Н. Творчество и мозг. С.- Петербург, 2001.