ДИНАМИКА МЕЖПОЛУШАРНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ АВТОМАТИЗАЦИИ ДЕЙСТВИЙ
Н.Г. Городенский , В.Ф. Фокин , С.Л. Шармина
НИИ мозга РАМН, Москва, Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Исток», Москва
Процесс научения представляет собой многократное повторение определенной последовательности каких-либо действий до тех пор, пока контроль сознания за каждым отдельным действием становится необязательным и даже излишним.
Каждое действие имеет свою цель, которую человек осознает и удерживает в сознании во время выполнения этого действия на первых этапах научения. Контроль сознания необходим до момента автоматизации. Автоматизация действий заключается в переходе от сознательной постановки ряда промежуточных целей к удержанию в сознании только конечной цели всей последовательности действий. В случае успешного научения этого оказывается достаточно для достижения конечного результата всей цепочки действий.
Когда процесс автоматизации действий завершается, то сознание начинает контролировать более крупные двигательные единицы, а автоматизированные действия не осознаются до тех пор, пока условия их выполнения остаются стандартными (Леонтьев А.Н., 1977, 1981).
Для проведения эксперимента на автоматизацию действий необходимо, чтобы многократно выполнялись сходные по сложности и принципу выполнения задания. Физиологические процессы, сопровождающие автоматизацию действий, могут отличаться определенной подвижностью, отражающей переход от сознаваемых к автоматизированным действиям.
Обследовано 83 ребенка старшего дошкольного возраста (6-7 лет), предпочитающих использовать правую руку в качестве ведущей. Детям предлагалось задание на поочередное прохождение 14 одинаковых по сложности и сходных по структуре лабиринтов Хекхаузена (Бороздина Л.В., 1993).
В процессе выполнения задания у всех детей проводилась регистрация сдвига уровня постоянных потенциалов (УПП) головного мозга по методу Фокина-Пономаревой (Фокин В.Ф., Пономарева Н.В., 1999, 2003) для оценки исходных межполушарных отношений и их динамики. Электрофизиологическое исследование проводилось монополярно с помощью усилителя постоянного тока с входным сопротивлением 10 МОм, неполяризуемых хлорсеребряных электродов, расположенных на голове по международной схеме 10-20 в пяти отведениях (Fz, Cz, Oz, Td, Ts), и референтного электрода на запястье правой руки.
Межполушарные отношения определялись как разность значений УПП в височных отведениях (Td-Ts). Динамика межполушарных отношений оценивалась по изменению этого показателя до и после выполнения всего задания по признаку усиления, ослабления или смены исходного типа межполушарных отношений.
В качестве мотивирующего фактора выступала ситуация определения цели последующего действия, т.е. предварительно, перед "прохождением" каждой новой карточки, ребенок должен был заранее определить время, за которое он нарисует с помощью карандаша свой путь в лабиринте на этой карточке.
После "прохождения" карточки с лабиринтом ребенок мог сравнить реальное время "прохождения" лабиринта (уровень достижения) со своим предварительным прогнозом, т.е. предварительно поставленной целью, и по их соответствию оценить степень своей успешности. Затем ребенок должен был поставить новую цель для следующей карточки с лабиринтом.
Уровень притязаний ребенка определялся как разность между уровнем цели в последующей пробе и уровнем достижения в предыдущей пробе.
По результатам исследования было определено, что дети с разной динамикой межполушарных отношений (в процессе выполнения задания) различаются по величине уровня притязаний (p<0.01). Наиболее высокий уровень притязаний отмечался у детей со сменой преобладания левого полушария [(Td-Ts) = -2,97±0,60] на преобладание правого [(Td-Ts) = 4,37 ±1,47] (17% от общего числа детей), а наиболее низким уровнем притязаний отличались дети с усилением исходного преобладания левого полушария [(Td-Ts)исх. = -4,14 ±1,34; (Td-Ts)кон. = -6,25 ±1,90] (12% от общего числа детей).
Наличие у ребенка сколько-нибудь выраженного уровня притязаний в ситуации эксперимента всегда сопровождается возникновением "особых отношений" между испытуемым и исследователем (Калита Н.Г., 1971). Испытуемому важно, какое впечатление он произведет на исследователя, он старается "поразить" его своим высоким уровнем притязаний и, по мере сил и возможностей, соответственно растущим уровнем достижений.
При отсутствии такого рода отношений (и, соответственно, низком уровне притязаний) испытуемый "замыкается" на техническом выполнении задания и не пытается повысить уровень цели только лишь для того, чтобы произвести впечатление своими способностями (хотя бы и потенциальными) на экспериментатора. Скорее наоборот, в такой ситуации происходит занижение уровня целеполагания, поскольку низкие цели снимают проблему успеха-неуспеха, т.к. всегда перевыполняются с солидным запасом. В этом случае отношения с экспериментатором формализуются и испытуемый "уходит" от заинтересованного общения и практически исключает себя из оценочной ситуации.
Во время прохождения первых проб у всех детей происходит техническое освоение задания. При этом осознается каждый проблемный участок при движении по лабиринту, что заметно по вербальному сопровождению в процессе выполнения задания. Дети достаточно часто останавливаются в своем движении по лабиринту, попадают в тупики и при этом активно комментируют свои действия. Благодаря подобным комментариям можно верифицировать осознание каждого действия при продвижении по лабиринту.
После первых трех-четырех проб происходит освоение техники выполнения задания и на первый план выходит ведущая для ребенка стратегия целеполагания - основанная на преобладании мотивации достижения успеха или мотивации избегания неудачи.
В первом случае человек "включается" в "гонку" за каждый раз растущим относительно предыдущего уровня достижений уровнем цели. Для него осознаваемой целью становится время, за которое он проходит карточку с лабиринтом. В этом случае происходит заметная автоматизация действий при движении в извилистых путях лабиринта. Это подтверждается резким снижением вербального "аккомпанемента", как правило, карточки "проходятся" молча, движения быстрые, попадания в тупики тоже не вызывают комментариев.
Другая картина наблюдается в случае преобладания мотивации избегания неудачи. В этом случае ребенок чаще сохраняет комментарии и вербальный "аккомпанемент" (монотонно повторяющиеся направляющие - "сюда, сюда, сюда...", "так, так, так..." и тому подобные). В этом случае, даже при улучшении показателей уровня достижений, полной автоматизации действий при прохождении лабиринта может и не происходить, поскольку при движении к концу лабиринта периодически происходит осознавание мелких промежуточных целей.
Эти данные хорошо сочетаются с тем, что в случае целостного восприятия ситуации эксперимента, включающего и эмоционально насыщенные отношения с экспериментатором, сильнее активируется правое (симмультанное) полушарие. В случае «пошагового» движения по лабиринту под постоянным контролем сознания, без ярких эмоциональных "включений" (поскольку проблема успеха-неуспеха решена раз и навсегда заниженным уровнем притязаний), все большее значение приобретает работа левого (сукцессивного) полушария.
Таким образом, можно утверждать, что автоматизация действий, т.е. переход их в операции (по Леонтьеву А.Н.), сопровождается сменой типа межполушарных отношений. Изначально более высокая активность левого полушария меняется на преобладание активности правого. При отсутствии автоматизации действий происходит усиление первоначального преобладания активности левого полушария.
Литература
Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. М.: Петит, 1993. - 140 с.
Калита Н.Г. «Уровень притязаний» у здоровых и больных эпилепсией. // Психологические исследования. Вып. 3. Под ред. Б.В.Зейгарник. М.: Педагогика, 1971. С. .
Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. Изд. 2-е. М.: Политиздат, 1977. 304 с.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 584 с.
Фокин В.Ф., Пономарева Н.В. Способ оценки энергетического состояния головного мозга. Патент РФ № 2135077. М., 1999.
Фокин В.Ф., Пономарева Н.В. Энергетическая физиология мозга. М.: «Антидор», 2003. 288 с.