СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИИ, УРОВНЯ ПОСТОЯННОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОЛОВНОГО МОЗГА В РАННЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Н.С. Галкина, А.И. Боравова
ГУ НИИ мозга РАМН
Известно, что значительная роль в процессе психической и поведенческой адаптации человека в меняющихся условиях внешней среды принадлежит эмоциональной сфере. Механизмы мотивационного внимания функционируют одновременно как своего рода и фильтр восприятия, и ворота для тех или иных воспоминаний, способностей и убеждений. Психофизиологические характеристики перцептивно - когнитивных функций мозга, выступающие в роли связанного с нашим вниманием фильтра, определяющего осознание значимых сигналов, поступающей информации и выбор стратегии выполнения той или иной задачи, ассоциируются с активностью регуляторных систем мозга и межполушарными асимметриями [1,3]. В многочисленных исследованиях межполушарная асимметрия мозга является индикатором изучения психофизиологических механизмов индивидуальной вариабельности, определяющих функциональное состояние человека [9]. Предполагается, что взаимодействие механизмов межполушарной асимметрии может составлять основу обеспечения внимания и когнитивных процессов. По мнению Е. И. Николаевой [5] правополушарные функции обеспечивают целостное (или фоновое) восприятие и переработку информации, приходящей извне или из организма, левополушарные функции – восприятие и переработку локальных (выделенных, обособленных) факторов. Автор считает, что в каждом полушарии имеется своя неосознаваемая оценка эмоциональной значимости слов, и в зависимости от состояния организма правополушарная в отличие от левополушарной меняется при смене мотивации и эмоционального статуса организма [5]. Существует представление, что правое полушарие отвечает за гомеостаз организма, обеспечивая биологическую адаптацию, а левое полушарие отвечает за социальную адаптацию человека ([6] цит. по [4]).
В настоящей работе проанализированы межполушарные отношения по межполушарной разности уровня постоянного потенциала (УПП) головного мозга височных областей у праворуких школьников 12-14-летнего возраста в ситуации спокойного бодрствования. УПП головного мозга как интегративный показатель, отражающий потенциалы гематоэнцефалического барьера и сосудистые потенциалы головы, которые в свою очередь зависят от pH оттекающей от мозга крови, связанного с интенсивностью энергетического метаболизма, что позволяет определять наиболее стабильные во времени характеристики гомеостаза мозга. В отличие от других нейрофизиологических показателей деятельности мозга, таких как ЭЭГ и ВП, УПП менее чувствителен к сенсорной афферентации и является индикатором регуляции механизмов мотивационного внимания и эмоциональной активации [7,8,2].
Методика
Межполушарные соотношения УПП височных областей, зарегистрированные у 127 школьников 12-14-летнего возраста в ситуации спокойного бодрствования, были проанализированы относительно зависимости индивидуально - психологического состояния учащихся на момент обследования от стороны преобладания УПП как нейрофизиологического показателя церебрального гомеостаза. Для определения психо-эмоционального состояния применяли тест цветовых предпочтений Люшера и шкалы реактивной и личностной тревожности Ч. Спилбергера. Всем измеряли артериальное давление и ЧСС. Известно, что использованные тесты, базирующиеся соответственно на невербальной и вербальной интерпретации переживаний, затрагивают бессознательные и сознательные психические процессы, функционально распределенные между правым и левым полушариями мозга. Тест на тревожность Спилбергера, составленный с опорой на логическую переработку чувственных впечатлений, адресуется к левому полушарию. Тогда как тест Люшера, основанный на цветопредпочтении и позволяющий опосредованно определить преобладающий стиль переживания, актуальное состояние, степень вовлеченности личности в стресс, скорее отражает заинтересованность правого полушария.
Результаты
Анализ межполушарных различий у учащихся 12-14-летнего возраста общеобразовательной школы по УПП височных областей показал отсутствие достоверных возрастных сдвигов средних групповых значений межполушарных различий (Td – Ts). Вместе с тем, индивидуальные значения межполушарной разности УПП в Td – Ts могли иметь различную направленность латерального перераспределения активности. Распределение правого и левого преобладания составило соответственно у мальчиков 60 и 40%, у девочек – 49 и 51% случаев. Межполушарное преобладание исходно рассматривалось независимо от величины разности УПП как правостороннее при Td>Ts и как левостороннее при Td<Ts. Различие средних групповых значений УПП по Td – Ts между этими двумя группами с учетом факторов пола и возраста характеризовалось высоким уровнем достоверности.
При сопоставлении средних групповых значений УПП левой и правой височных областей отдельно в подгруппах с левой или правой направленностью по Td – Ts было установлено, что возрастное изменение активности Td и Ts областей при единообразии динамики, как у девочек, так и у мальчиков, характеризуется различным рисунком у лево- и правополушарных испытуемых. Выявлена определенная специфика становления УПП в раннем подростком возрасте что, прежде всего, сопряжено с наличием общего для мальчиков и девочек периода перестройки межполушарных отношений на возрастном отрезке 12-13 лет. На этом этапе у мальчиков с левосторонней направленностью межполушарных отношений (Td<Ts) среднегрупповой уровень УПП височных областей нарастает. Тогда как у девочек с правосторонней направленностью межполушарных отношений (Td>Ts) активность данных областей снижается. Отмеченные тенденции возрастной динамики УПП наблюдаются и в Td, и в Ts областях. Проведенный дисперсионный анализ по факторам возраст, пол и направленность межполушарных отношений позволил выявить ведущую роль левого полушария в формировании межполушарных различий на возрастном этапе 12-14 лет. Полученные результаты свидетельствуют о значимости 13 - летнего возраста в становлении активности височных областей как рубежа, на котором УПП в пределах групп с разной направленностью межполушарных отношений между мальчиками и девочками сближаются.
Корреляционный анализ, проведенный в пределах возрастных подгрупп, разделенных по полу и по межполушарному сдвигу УПП в Td-Ts отведениях, обнаружил высокие уровни корреляции УПП височных областей с количественными показателями выше указанных психометрических тестов. Наиболее тесные связи найдены у мальчиков. Так, у 12 – летних мальчиков, левополушарных по УПП (Td<Ts), наблюдается зависимость между межполушарной разностью УПП височных областей с такими показателями теста Люшера как фактор отклонения от аутогенной нормы (r= 0,92, p<0,008) и фактор работоспособности (r= -0,84, p<0,03). Установленная высокая положительная корреляция отражает связь между соотношением активности височных областей со сдвигом влево и уровнем общей напряженности. В данной подгруппе испытуемых уменьшение асимметрии за счет снижения активности левой височной области и параллельного увеличения активности правой височной области ведет к повышению вероятности стрессового состояния и снижению работоспособности. У 12-летних мальчиков, правополушарных по УПП (Td>Ts), отмечается достоверная корреляция (r=0,58, p<0,037) между межполушарной разностью УПП височных областей и уровнем личностной тревожности теста Ч. Спилбергера. Степень осознания происходящего и отражение в сознании стресса повышается при смещении асимметрии по УПП в Td-Ts вправо за счет увеличения активности правой височной области. В подгруппе 13-летних мальчиков, левополушарных по УПП, найдена прямая связь межполушарной разности УПП височных областей с фактором тревожности теста Люшера (r=0,54, p<0,04). При этом прослеживается положительная корреляция данного показателя с активностью локально правой височной области. У подростков мужского пола 13-летнего возраста и правополушарных по УПП активность локально правой височной области помимо других показателей теста связана и с фактором тревожности, но со знаком минус (r= -0,56). В тоже время межполушарная разность УПП по Td-Ts обнаруживает связь лишь с вегетативным показателем теста Люшера (r=0,56, p<0,038), что указывает на прямую зависимость смещения вегетативного баланса личности в сторону эрготропных тенденций готовности тратить энергию от правополушарного сдвига УПП в Td-Ts.
Что касается девочек, то только в подгруппе левополушарных 13-тилетнего возраста межполушарная разность УПП по Td-Ts коррелировала с фактором отклонения от аутогенной нормы теста Люшера (r=0,52, p<0,046). Примечательно, что в этой подгруппе испытуемых показатели теста Люшера были также достоверно связаны с активностью левой височной области (r=-0,63, p<0,04), что указывает на большую значимость активности левой височной области в образовании выявившейся взаимосвязи.
Заключение
Подводя итог, следует подчеркнуть важность латерализации межполушарной активности мозга, возраста и пола подростка, как неотъемлимых факторов, определяющих особенности эмоционально-личностного реагирования. Показатели психоэмоционального состояния 12- 13-тилетних подростков, особенно у мальчиков, тесно связаны с межполушарной разностью УПП. В зависимости от стороны преобладания активности, со значимым вкладом активности обоих полушарий мозга как у 12-тилетних подростков, или преимущественным влиянием одного из них как у 13-тилетних испытуемых, выявляется связь УПП с ведущими проявлениями внутриличностных конфликтов. Полученные данные демонстрируют зависимость отдельных проявлений непосредственных, непроизвольно-аффективных и осознаваемых характеристик мотивационно-эмоциональной активности подростков разного возраста и пола от межполушарных отношений. Вместе с тем, баланс межполушарного взаимодействия, спроецированный на показатели вовлеченности личности в стресс обследованных мальчиков раннего подросткового возраста независимо от стороны преобладания УПП височных областей, в большей мере определяется активностью правой височной области.
Список литературы
1. Л.И. Афтанас, Л.Н. Савотина, А.С. Закамалдин, Н.В. Рева. Корковые механизмы мотивационного внимания при восприятии эмоциональных стимулов у человека. // Труды научного совета по экспериментальной и прикладной физиологии. Том 12 «Системный подход в физиологии». - 2004. - М. – С. 62 - 77.
2. Н.Г. Городенский. Динамика межполушарных отношений и мотивация целенаправленного поведения у детей старшего дошкольного возраста. // Автореферат дисс.канд.биол.наук.- М. -2005.- 28 с.
3. А.М. Иваницкий. Физиологические механизмы сознания. // Труды научного совета по экспериментальной и прикладной физиологии. Том 12 «Системный подход в физиологии». - 2004. - М. – С. 78 -89.
4. В.П. Леутин, Е.И. Николаева. Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность. СПб.: Речь. - 2005. – 368 с.
5. Е.И. Николаева. Адаптивное значение функциональной асимметрии мозга. // Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии. – М.: НИИ мозга РАМН. – 2003. – С.187 -192.
6. В.С. Ротенберг, В.В. Аршавский. Поисковая активность и адаптация. М.: Наука, 1984, 192 с.
7. В.Ф. Фокин, Н.В. Пономарева. Энергетическая физиология мозга.: Антидор.- 2003. – 288 с.
8. В.Ф. Фокин, Н.В. Пономарева. Стабильность и изменчивость функциональной асимметрии мозга. // Структурно-функциональные и нейрохимические закономерности асимметрии и пластичности мозга. – Сб. статей Всероссийской научной конференции 27-28 октября 2005 г. - М. – 2005. - С.290-296.
9. Функциональная межполушарная асимметрия. Хрестоматия. – М: Научный мир, 2004. – 728 с.