< Back Конференция 2006 Next >
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ УРОВНЯ ПОСТОЯННОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОЛОВНОГО МОЗГА В УСЛОВИЯХ ТРЕНИРОВКИ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ 10-11 ЛЕТ
И.А. Шимко, В.Ф. Фокин
ГУ НИИ мозга РАМН, Москва
У детей 10-11 лет, правшей в условиях начальной тестирующей тренировки концентрации внимания при последовательном предъявлении серии таблиц Шульте выявлено две группы, различающиеся по реактивности функциональной межполушарной асимметрии. Реактивность функциональной асимметрии оценивалась по межполушарной разности уровня постоянного потенциала (УПП) головного мозга. По современным представлением УПП отражает интенсивность церебральных энергетических процессов (Фокин, Пономарева, 2003).
В процессе тренировки внимание у одной половины детей наблюдался относительный рост УПП в правом полушарии, а у другой - в левом. В конце обучения процессу быстрого чтения в обеих группах абсолютная величина межполушарной разности УПП в обеих группах значимо уменьшилась при росте скорости чтения у детей в этих группах. При этом, имеющее место в начале обучения доминирование одного из полушарий сменяется в процессе обучения их более синергичным взаимодействием. Таким образом, межполушарные отношения существенно меняются в процессе тренировки.
Сравнительная оценка успешности обучения у детей с двумя типами реагирования показала, что первоначальное нарастание УПП было выше у детей с преобладанием активности в левом полушарии, однако в результате обучения эта группа оказалась менее успешной по критерию скорости чтения, чем группа с изначальным преобладанием УПП в правом полушарии. Возможно, что в этом случае речь идет о двух нейродинамических стратегиях обучения. Первая, вероятно, более связана с проговариванием слов и с вовлечением в активность левого полушария, вторая – преимущественно с пространственным распознаванием цифр в таблицах Шульте и с меньшим вовлечением речевых функций. Поэтому вторая стратегия, как более экономичная благодаря исключению активации речевых функций, в конечном итоге оказалась более успешной.
Полученные в настоящей работе данные о полушарной динамике УПП в начале и конце тренировки быстрому чтению могут позволить более точно, прогнозировать эффективность обучения и оптимизировать характер и интенсивность интеллектуальных нагрузок в этом процессе.
Литература
Фокин В.Ф., Пономарева Н.В. Энергетическая физиология мозга – М., 2002. – 287 С.