Рецензия на статью Боравовой А.И., Галкиной Н.С., Фокина В.Ф.
Соотношение показателей функциональной межполушарной асимметрии, темперамента и успеваемости школьников в раннем подростковом возрасте
Полонский В.М.
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант № 07-06-00453а
В рецензируемой работе основное внимание уделяется трем психофизиологическим показателям: темпераменту, функциональной межполушарной асимметрии и успешности обучения в наиболее сложный для учащихся период полового созревания. Известно, что в пубертатном периоде происходит активное формирование и стабилизация основных психофизиологических характеристик темперамента, при этом успеваемость учащихся может значительно меняться. Авторы показали, что процессы становления темперамента влияют на характер межполушарной асимметрии и межполушарных отношений, и это может быть одним из ведущих факторов усиливающих чувствительность подростков к стрессовой нагрузке и снижающих устойчивость внимания, что неспецифическим образом воздействует на успешность обучения. Как правило, психологические критерии учебно-познавательной успешности рассматриваются, прежде всего, как показатели психического развития ребенка. Определенное место занимает эмоциональная зрелость, тип нервной системы, психологические особенности учащегося, его личностные качества, формирующиеся в процессе развития и обучения. В пубертатном периоде наряду с изменением ведущей деятельности, обострением конфликтов в межличностных отношениях, связанных с изменением социальной роли подростка, наиболее заметно проявляется акцентуация личности, что неоднозначно воздействует на успешность обучения. На характер обучения оказывает влияние и динамика формирования темперамента, поскольку в этот период баланс между тормозными и возбуждающими процессами, а также между экстра- и интравертированностью является неустойчивым, что приводит к нестабильности внимания, повышению чувствительности к стрессу и другим факторам, снижающим способность к запоминанию и ухудшающим ментальные характеристики головного мозга. В этот период завершается формирование темперамента – базовой характеристики и психофизиологической основы характера. Авторы полагают, что связь формирования темперамента и успешности обучения в значительной мере зависит от характера межполушарных отношений в этот период. Доказательство наличия подобных отношений явилось бы важным этапом в понимании психофизиологической природы этого периода онтогенеза, а также было бы существенно для разработки новых педагогических методик обучения, учитывающих полимодальную природу факторов, влияющих на процесс обучения у подростков.
Можно утверждать, что данное исследование является важным шагом вперед для понимания психофизиологической природы успешности обучения у школьников в период полового созревания.