ЗНАЧЕНИЕ МЕЖПОЛУШАРНЫХ ОТНОШЕНИЙ УПП ГОЛОВНОГО МОЗГА В ОПРЕДЕЛЕНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО - ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКА
А.И. Боравова, Н.С. Галкина
ГУ НИИ мозга РАМН, Россия
В изучении проблемы функциональной асимметрии центральной нервной системы значительное место занимают исследования, касающиеся роли межполушарных отношений в регуляции психофизиологических характеристик деятельности мозга. Показано, что изменчивость межполушарных отношений, сопряженных с функциональным состоянием, отражает динамическую сторону межполушарной асимметрии мозга и представляет один из механизмов межполушарной латерализации [4]. Региональная и межполушарная специализация психофизиологических показателей является неотъемлимым проявлением формирования интегративной деятельности головного мозга человека в онтогенезе. При изучении проблемы функциональной асимметрии полушарий важно учитывать факт изменения структуры психических процессов по мере их функционального развития. В силу своих индивидуальных свойств, формирующихся в процессе жизнедеятельности, личность предрасположена к определенным предпочтениям при реализации поведения и деятельности, связанным с особенностями установки в различных сферах психики. Все воспринимаемые субъектом воздействия, опосредствуясь сознанием, определяют его внутреннюю позицию и его целостную реакцию. У подростка возникает способность направлять сознание на свои собственные психические процессы, включая и сложный мир своих переживаний. Исследование нейрофизиологических особенностей, связанных с межполушарной асимметрией энергетического обмена левого и правого полушарий мозга, важны для выяснения физиологической сущности индивидуальных особенностей эмоциональной сферы человека, наиболее чувствительной к действию факторов внешней среды.
В работе проведено сравнение особенностей взаимосвязи эмоционально-личностных характеристик и показателей сердечно-сосудистой системы с данными регистрации уровня постоянных потенциалов (УПП) головного мозга в раннем подростковом возрасте. Испытуемые (47 человек), различавшиеся по знаку межполушарной разности УПП, были разделены на две группы с преобладанием значений УПП в левой или правой височной области (Td-Ts). Регистрация уровня постоянных потенциалов головного мозга (УПП), представляющая неинвазивный метод оценки функционального состояния мозга, отражает уровень энергетического метаболизма и функциональную активность ткани мозга, поскольку источником УПП являются потенциалы гематоэнцефалического барьера и сосудистые потенциалы головного мозга, зависящие от изменения в результате окисления энергетических продуктов кислотно-щелочного равновесия оттекающей от мозга крови [3]. В плане оценки актуального состояния человека и личностных особенностей конкретного индивида в конкретной ситуации [2] показательна проективная методика цветовых выборов (тест Люшера). Известно, что тест основан на сложном и многомерном феномене цветовосприятия как процессе сопряжения психологического и физиологического опыта и предназначен для изучения неосознаваемых, глубинных проблем личности. Для выявления степени осознания самочувствия и эмоционального дискомфорта, связанного с ожиданием неблагополучия, предчувствием опасности, применялась шкала реактивной и личностной тревожности Ч. Спилбергера [1].
Регистрация УПП осуществлялась на здоровых, 12 – 13 летнего возраста мужского пола учащихся общеобразовательной школы, правшах, в пяти стандартных отведениях (Fpz, Cz, Oz, Td, Ts) с референтным электродом на запястье правой руки в состоянии спокойного бодрствования. В группах с правосторонним (Td>Ts) и левосторонним (Td<Ts) сдвигом межполушарной разности УПП височных областей средние значения УПП в Td-Ts различались с высокой степенью достоверности. Корреляционный анализ данных, проведенный отдельно для каждой подгруппы испытуемых, показал тесную взаимосвязь значений УПП в Td-Ts с показателями теста Люшера, отражающими разные признаки эмоционального состояния. Если у « левополушарных» по УПП (Td<Ts) 12 летних подростков наблюдалась положительная связь межполушарной разности УПП с интенсивностью эмоциональной напряженности (r = 0,92, p<0,008) и степенью готовности к деятельности (r = -0,84, p<0,03), то у 13 летних выявлена прямая зависимость этого показателя с тревожностью (r = 0,54, p<0,04). У «правополушарных» по УПП (Td>Ts) учащихся 13 летнего возраста индивидуальные значения УПП в Td-Ts коррелировали с вегетативно-эмоциональным состоянием обследуемых (r = 0,56, p<0,038). И только у «правополушарных» по УПП (Td>Ts) учащихся 12 летнего возраста найдена прямая зависимость между индивидуальными значениями УПП в Td-Ts и показателями личностной тревожности теста Спилбергера (r = 0,58, p<0,037).
Установленные различия, базирующиеся на выделении двух групп подростков, достоверно отличавшихся по преобладанию активности справа или слева, подчеркивают важность стороны церебрального доминирования для определения регистра эмоциональных составляющих и неосознаваемых тенденций саморегуляции. При левосторонней асимметрии энергозатрат височных зон коры выявляется дисбаланс в регуляции внутреннего напряжения или тревожности, при правосторонней асимметрии – в регуляции вегетативного контроля, положительно связанного по данным корреляционного анализа результатов теста Люшера с работоспособностью (r = 0,74) и отрицательно с эмоциональным перенапряжением, другими словами, со стрессом (r = -0,84).
Оценка вклада каждого полушария в индивидуально изменяющийся межполушарный баланс активности показывает, что во всех четырех подгруппах, образованных с учетом стороны доминирования УПП в Td-Ts и возраста, в анализируемой популяции подростков УПП в Td-Ts положительно связан с локальной активностью правого полушария (r = от 0,53 до 0,91). [В соответствии с методикой регистрации УПП величина локальных УПП представляет собой разность значений УПП корковой области при монополярной регистрации и усредненной величиной УПП по всем отведениям]. Вместе с тем, в подгруппе мальчиков 12 лет с левосторонней асимметрией по УПП (Td<Ts) межполушарный сдвиг активности также зависел и от значений локально левой височной области (r = - 0,83, p<0,04), причем коэффициент корреляции УПП в Td-Ts и УПП локально правой области был равен 0,91 (p<0,01). Примечательно, что в этой же подгруппе школьников наблюдалась прямая связь величины фактора напряженности второго выбора с УПП локально правой височной области (r = 0,96, p<0,002) и обратная связь значений фактора напряженности первого выбора с УПП локально левой височной области (r = -0,97, p<0,001). Считается, что первый выбор соответствует ситуативной неопределенности, второй является более непосредственным, спонтанным. У подростков 13 летнего возраста обеих подгрупп показатели теста Люшера были взаимосвязаны лишь с УПП локально правой височной области. Но, как уже говорилось выше, у «левополушарных» по межполушарному сдвигу УПП в Td-Ts наблюдалась прямая связь УПП с фактором тревожности в каждом из двух выборов теста цветовых предпочтений (r = 0,66, p<0,01 и 0,59, p<0,03). А у «правополушарных» испытуемых данного возраста наблюдается связь УПП локально правой области со всеми показателями первого выбора теста и индивидуальными значениями фактора тревожности второго выбора со знаком минус (r = -0,58, p<0,03).
Таким образом, анализ особенностей взаимосвязей между составляющими эмоциональной сферы индивидуальности школьников раннего подросткового возраста с учетом межполушарных отношений показывает существенные зависимости между ними. Выделившиеся зависимости имеют определенное своеобразие, образующееся за счет избирательной включенности имеющих обобщенный характер элементов психо-эмоционального состояния. В зависимости от направленности межполушарных отношений и возраста изменяются компенсаторные компоненты психологических неосознаваемых проявлений. Установленные статистически значимые корреляции межполушарной разности УПП симметричных зон коры с уровнем активности локально правой височной области в группах с противоположной направленностью межполушарных отношений указывает на доминирующую роль правого полушария, что, по-видимому, является отражением функциональной специфической деятельности правого полушария, которая заключается в общем восприятии своей личности, неопределенностью, новизной ситуации для испытуемого, а также показателем общей готовности мозга к психической деятельности.
Внутригрупповой корреляционный анализ взаимосвязи межполушарной разности УПП в Td-Ts и показателей ЧСС в состоянии спокойного бодрствования у мальчиков 12 и13 лет показал высокий уровень обратной связи с систолическим давлением в подгруппе испытуемых с правополушарным сдвигом УПП (Td>Ts). Выявленная зависимость указывает на то, что в регуляции механизмов сердечно-сосудистой системы при правосторонней асимметрии энергетического обмена по УПП в Td-Ts доминирует «стресс индекс» вегетативной регуляции - активность симпатического звена вегетативной нервной системы. Полученные результаты подтверждают положение о том, что правое полушарие тесно связано с контролем эмоциональной компоненты вегетативных реакций.
Таким образом, соотношение активности височных областей можно рассматривать как значимое звено функциональной системы, обеспечивающей посредством регуляции эмоционально - мотивационной сферы удовлетворение различных (биологических и социальных) потребностей подростка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. // Изд-во «Флинта», М. – 200. – 264 с.
2. Собчик Л.Н. МЦВ – модифицированный восьмицветовой тест Люшера. // С-П., Изд-во «Речь» - 2001 -112 с.
3. Фокин В.Ф., Пономарева Н.В. Энергетическая физиология мозга. – М.: Антидор, 2003. – 287 с.
4. Фокин В.Ф., Пономарева Н.В., Городенский Н.Г., Иващенко Е.И., Разыграев И.И. Функциональная межполушарная асимметрия и межполушарные отношения.// Труды научного совета по экспериментальной и прикладной физиологии. Том 12 «Системный подход в физиологии». - 2004. - М. – С. 111-127.