< Back Конференция 2006 Next >
ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПРИ ФИЗИЧЕСКОЙ И ВЕРБАЛЬНОЙ АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ
Н.Н. Николаенко, Я.Н. Николаенко
Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И. М. Сеченова РАН, Санкт-Петербург, Россия, nikolevike@mail.ru
Проявления агрессивности характерны как для взрослого возраста, так и для детского, подросткового. Кульминация агрессивности нередко приходится на пубертатный период [1], именно поэтому так важно изучение половых различий в формировании физической и вербальной агрессии у подростков.
Анализ частоты проявлений агрессии подтвердил известный факт, что криминальные ситуации значительно чаще связаны с мужчинами. Вместе с тем [3] не нашли половых различий в тех случаях, когда агрессия развивается в ответ на провокацию. Более определенное мнение сложилось о качественном различии агрессивности: по мнению ряда авторов, лица мужского пола предпочитают прямое агонистическое взаимодействие, а лица женского пола – косвенное.
Представлялось интересным проверить гипотезу, согласно которой склонность к физическому типу агрессии у мальчиков обусловлена преобладанием активности правого полушария, в то время как склонность к вербальной агрессии у девочек связана с преобладанием активности вербально-логического левого полушария.
Оценка выраженности агрессивности проводилась с помощью личностного опросника Басса-Дарки (2002) у групп агрессивных мальчиков 13-15 лет (35 чел.) и агрессивных девочек 13-15 лет (35 чел.). В качестве контрольных групп исследовались неагрессивные мальчики и девочки 13-15 лет (по 20 чел в каждой группе).
Как и предполагалось, уровень физической агрессии был достоверно выше у агрессивных мальчиков, чем у агрессивных девочек (в среднем 7 и 5 баллов соответственно; р < 0.001) (рис.1). Наоборот, уровень вербальной агрессии был значимо выше у агрессивных девочек, чем у агрессивных мальчиков (р < 0.001) (рис.2).
Рис. 1. Особенности распределения показателей физической агрессии (1) и вербальной агрессии (2) между 4 группами испытуемых. Сверху вниз слева – неагрессивные и агрессивные мальчики; справа - неагрессивные и агрессивные девочки.
Был проведен факторный анализ. Для факторного анализа был взят каждый третий испытуемый из общего списка. В случае факторного анализа по испытуемым, качество разложения данных по первым двум факторам оказалось существенно выше, чем при анализе тестов. Первые два фактора объясняют около 80% общей дисперсии из-за высокой коррелированности ответов отдельных испытуемых.
Выяснилось, что область агрессивных мальчиков довольно четко отделилась от области неагрессивных мальчиков. Для девочек указанное различие оказалось слабее, и области агрессивных и неагрессивных девочек значительно перекрыли друг друга.
Неожиданно выяснилось, что по сравнению с контролем агрессивные девочки отличаются высоким уровнем как вербальной, так и физической агрессии (р < 0.001). По этим типам агрессии мальчики контрольной группы и агрессивные мальчики так же резко отличаются друг от друга (р < 0.001).
Количественная оценка степени разработанности правой и левой части зрительного поля (на основе анализа рисунков на растре, по [2]) у агрессивных и неагрессивных девочек не обнаружила достоверных различий – эти части поля были разработаны в равной мере. Однако у агрессивных мальчиков ситуация оказалось иной – левая часть зрительного поля оказалась более разработанной, чем правая часть (р < 0.01). Эти данные свидетельствуют о преобладании активности правого полушария у агрессивных мальчиков. В то же время у мальчиков контрольной группы не обнаружено значимых различий в степени разработки левой и правой частей (t=1.1; нд).
Таким образом, частично подтвердилась гипотеза, согласно которой предпочтение физического типа агрессии у мальчиков обусловлено преобладанием активности правого полушария. Высокая физическая агрессия у мальчиков 13-15 лет объясняется возрастными особенностями (более бурное протекание пубертатного периода, где высокий уровень физической агрессии является главным способом самореализации личности подростка).
У девочек высокий уровень и вербальной, и физической агрессии, по-видимому, не связан с превалированием активности правого или левого полушария мозга. У агрессивных девочек, возможно, используются более рациональные пути разрешения конфликтных ситуаций, где вербальная агрессия направлена на постепенное вытеснение физической агрессии.
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект 04-06-80041).
ЛИТЕРАТУРА
1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб., 1997.
2. Николаенко Н.Н. Функциональная асимметрия мозга и структура зрительного поля. Физиология человека. 1989. Т. 15. N 1, с. 8-15.
3. Johnson R.J., Kaplan H.B. Gender, aggression and mental health intervention during early adolescence. J. Health Soc. Behav.1988. Vol. 29. P. 53-64.