< Back      Конференция 2006       Next >


ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПРИ ФИЗИЧЕСКОЙ И ВЕРБАЛЬНОЙ АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ

Н.Н. Николаенко, Я.Н. Николаенко

Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И. М. Сеченова РАН, Санкт-Петербург, Россия, nikolevike@mail.ru

 

Проявления агрессивности характерны как для взрослого возраста, так и для детского, подросткового. Кульминация агрессивности нередко приходится на пубертатный период [1],  именно поэтому так важно     изучение половых различий в формировании физической и вербальной агрессии у подростков.

Анализ частоты проявлений агрессии подтвердил известный факт, что криминальные ситуации значительно чаще связаны с мужчинами. Вместе с тем [3] не нашли половых различий в тех случаях, когда агрессия развивается в ответ на провокацию. Более определенное мнение сложилось о качественном различии агрессивности: по мнению ряда авторов, лица мужского пола предпочитают прямое агонистическое взаимодействие, а лица женского пола – косвенное.

Представлялось интересным проверить гипотезу, согласно которой склонность к физическому типу агрессии у мальчиков  обусловлена преобладанием активности правого полушария, в то время как склонность к вербальной агрессии у девочек связана с преобладанием активности вербально-логического левого полушария.

Оценка выраженности агрессивности проводилась с помощью личностного опросника Басса-Дарки (2002)  у групп агрессивных мальчиков 13-15 лет (35 чел.) и агрессивных девочек 13-15 лет (35 чел.). В качестве контрольных групп исследовались  неагрессивные мальчики и девочки 13-15 лет (по 20 чел в каждой группе).

Как и предполагалось, уровень физической агрессии был достоверно выше у агрессивных мальчиков, чем у агрессивных девочек (в среднем 7 и 5 баллов соответственно; р < 0.001) (рис.1). Наоборот, уровень вербальной агрессии был значимо выше у агрессивных девочек, чем у агрессивных мальчиков (р < 0.001) (рис.2).

 

 

Рис. 1. Особенности распределения показателей физической агрессии (1) и вербальной агрессии (2) между 4 группами испытуемых.        Сверху вниз слева – неагрессивные и агрессивные мальчики; справа - неагрессивные и агрессивные девочки.

 

 

 

Был проведен факторный анализ. Для  факторного анализа был взят каждый третий испытуемый из общего списка. В случае факторного анализа по испытуемым, качество разложения данных по первым двум факторам оказалось существенно выше, чем при анализе тестов. Первые два фактора объясняют около 80% общей дисперсии из-за высокой коррелированности ответов отдельных испытуемых.

Выяснилось, что область агрессивных мальчиков довольно четко отделилась от области неагрессивных мальчиков. Для девочек указанное различие оказалось слабее, и области агрессивных и неагрессивных девочек значительно перекрыли друг друга.

Неожиданно выяснилось, что  по сравнению с контролем агрессивные девочки отличаются высоким уровнем как вербальной, так и физической агрессии  (р < 0.001). По этим типам агрессии мальчики контрольной группы и агрессивные мальчики так же резко отличаются  друг от друга (р < 0.001).

Количественная оценка степени разработанности правой и левой части зрительного поля (на основе анализа рисунков на растре, по [2]) у агрессивных и неагрессивных девочек не обнаружила достоверных различий – эти части поля были разработаны в равной мере. Однако у агрессивных мальчиков ситуация оказалось иной – левая часть зрительного поля оказалась более разработанной, чем правая часть (р < 0.01). Эти данные свидетельствуют о преобладании активности правого полушария у агрессивных мальчиков.  В то же время у мальчиков контрольной группы не обнаружено значимых различий в степени разработки левой и правой частей (t=1.1; нд).

Таким образом, частично подтвердилась гипотеза, согласно которой предпочтение физического типа агрессии у мальчиков  обусловлено преобладанием активности правого полушария. Высокая физическая агрессия у мальчиков 13-15 лет объясняется возрастными особенностями (более бурное протекание пубертатного периода, где высокий уровень физической  агрессии является главным способом  самореализации личности подростка).

У девочек высокий уровень и вербальной, и физической агрессии, по-видимому, не связан с превалированием активности правого или левого полушария мозга. У агрессивных девочек, возможно,  используются более рациональные пути разрешения конфликтных ситуаций, где вербальная агрессия направлена  на постепенное вытеснение физической агрессии.

 Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект 04-06-80041).

 

ЛИТЕРАТУРА

1.      Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб., 1997.

2.      Николаенко Н.Н. Функциональная асимметрия мозга и структура зрительного поля. Физиология человека. 1989. Т. 15. N 1, с. 8-15.

3.      Johnson R.J., Kaplan H.B. Gender, aggression and mental health intervention during early adolescence. J. Health Soc. Behav.1988. Vol. 29.  P. 53-64.


< Back      Конференция 2006       Next >

Hosted by uCoz