< Back      Конференция 2006       Next>


ЗНАЧЕНИЕ МЕЖПОЛУШАРНЫХ ОТНОШЕНИЙ УПП ГОЛОВНОГО МОЗГА В ОПРЕДЕЛЕНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО - ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКА

А.И. Боравова, Н.С. Галкина

ГУ НИИ мозга РАМН, Россия

 

         В изучении проблемы функциональной асимметрии центральной нервной системы значительное место занимают исследования, касающиеся роли   межполушарных отношений в регуляции психофизиологических характеристик деятельности мозга. Показано, что изменчивость межполушарных отношений, сопряженных с функциональным состоянием, отражает динамическую сторону межполушарной асимметрии мозга и представляет   один  из механизмов межполушарной латерализации [4]. Региональная и межполушарная специализация психофизиологических показателей является неотъемлимым проявлением формирования  интегративной деятельности головного мозга человека в онтогенезе. При изучении проблемы функциональной асимметрии полушарий важно учитывать факт изменения структуры психических процессов по мере их функционального развития. В силу своих индивидуальных свойств, формирующихся в процессе жизнедеятельности, личность предрасположена к определенным предпочтениям при реализации поведения и деятельности, связанным  с особенностями установки в различных сферах психики. Все воспринимаемые субъектом воздействия, опосредствуясь сознанием, определяют его внутреннюю позицию и его целостную реакцию. У подростка возникает способность направлять сознание на свои собственные психические процессы, включая и сложный мир своих переживаний. Исследование нейрофизиологических особенностей, связанных с межполушарной асимметрией энергетического обмена   левого и правого полушарий мозга, важны для выяснения физиологической сущности индивидуальных особенностей эмоциональной сферы человека, наиболее чувствительной к действию факторов внешней среды.

 В работе проведено сравнение особенностей взаимосвязи эмоционально-личностных характеристик и показателей  сердечно-сосудистой системы с данными регистрации уровня постоянных потенциалов  (УПП) головного мозга в раннем подростковом возрасте.  Испытуемые (47 человек), различавшиеся по знаку межполушарной разности УПП,   были разделены на две  группы с преобладанием значений УПП в левой или правой височной области (Td-Ts).   Регистрация уровня постоянных потенциалов  головного мозга (УПП),  представляющая неинвазивный метод  оценки функционального состояния мозга, отражает уровень   энергетического метаболизма и функциональную активность ткани мозга, поскольку источником УПП являются потенциалы гематоэнцефалического барьера и сосудистые потенциалы головного мозга, зависящие от изменения в  результате окисления энергетических продуктов кислотно-щелочного равновесия  оттекающей от мозга крови [3]. В плане оценки актуального состояния человека и личностных особенностей конкретного индивида в конкретной ситуации [2]   показательна проективная методика цветовых выборов (тест Люшера). Известно, что тест основан  на сложном и многомерном феномене цветовосприятия  как процессе  сопряжения психологического и физиологического  опыта и  предназначен  для изучения неосознаваемых, глубинных проблем личности.  Для выявления степени осознания самочувствия и эмоционального дискомфорта, связанного с ожиданием неблагополучия, предчувствием опасности,   применялась шкала реактивной и личностной тревожности Ч. Спилбергера [1].

         Регистрация УПП осуществлялась на здоровых, 12 – 13 летнего возраста мужского пола учащихся общеобразовательной школы, правшах, в пяти стандартных отведениях (Fpz, Cz, Oz, Td, Ts) с референтным электродом на запястье правой руки в   состоянии спокойного бодрствования.  В группах с правосторонним (Td>Ts) и левосторонним (Td<Ts) сдвигом межполушарной разности УПП височных областей  средние  значения УПП в Td-Ts   различались   с высокой степенью достоверности. Корреляционный анализ данных, проведенный отдельно для каждой подгруппы испытуемых, показал тесную взаимосвязь значений УПП в  Td-Ts с показателями теста Люшера, отражающими     разные признаки эмоционального состояния. Если у « левополушарных» по УПП (Td<Ts) 12 летних подростков наблюдалась положительная связь  межполушарной разности УПП с интенсивностью эмоциональной напряженности (r = 0,92, p<0,008)  и степенью готовности к деятельности (r = -0,84, p<0,03),  то у 13 летних  выявлена прямая зависимость этого показателя с тревожностью (r = 0,54, p<0,04). У «правополушарных» по УПП (Td>Ts)  учащихся 13 летнего возраста индивидуальные значения УПП в Td-Ts коррелировали   с вегетативно-эмоциональным состоянием обследуемых  (r = 0,56, p<0,038). И только у «правополушарных» по УПП (Td>Ts)  учащихся 12 летнего возраста найдена прямая зависимость между индивидуальными значениями УПП в Td-Ts и показателями личностной тревожности теста Спилбергера (r = 0,58, p<0,037).

Установленные различия, базирующиеся на выделении двух групп  подростков, достоверно отличавшихся по преобладанию активности справа или слева, подчеркивают важность стороны  церебрального доминирования для определения регистра эмоциональных составляющих и неосознаваемых тенденций саморегуляции. При левосторонней   асимметрии энергозатрат  височных  зон коры выявляется  дисбаланс в регуляции внутреннего напряжения или тревожности, при правосторонней асимметрии – в регуляции вегетативного контроля, положительно связанного по данным корреляционного анализа результатов теста Люшера с работоспособностью (r = 0,74)   и отрицательно с эмоциональным перенапряжением, другими словами, со стрессом (r = -0,84).

          Оценка вклада каждого полушария в индивидуально изменяющийся межполушарный баланс активности показывает, что во всех четырех подгруппах, образованных с учетом стороны доминирования УПП в Td-Ts и возраста, в  анализируемой популяции подростков УПП в Td-Ts положительно связан  с локальной активностью правого полушария (r = от 0,53 до 0,91). [В соответствии с методикой регистрации УПП величина  локальных УПП представляет собой  разность значений УПП корковой области    при монополярной регистрации  и усредненной величиной  УПП по всем отведениям].  Вместе с тем,   в подгруппе  мальчиков 12 лет с левосторонней асимметрией по УПП (Td<Ts) межполушарный сдвиг активности также зависел и от значений локально левой височной области (r = - 0,83, p<0,04), причем коэффициент корреляции УПП в Td-Ts и УПП локально правой области был равен 0,91 (p<0,01). Примечательно, что в этой же подгруппе школьников наблюдалась прямая связь величины фактора напряженности    второго выбора с УПП локально правой височной области (r = 0,96,   p<0,002) и обратная связь значений фактора напряженности   первого выбора с  УПП локально левой височной области  (r =  -0,97, p<0,001).  Считается, что первый выбор  соответствует ситуативной неопределенности, второй является более непосредственным, спонтанным. У подростков 13 летнего возраста обеих подгрупп показатели  теста Люшера были взаимосвязаны лишь с УПП локально правой височной области. Но, как уже говорилось выше,  у «левополушарных» по межполушарному сдвигу УПП в Td-Ts наблюдалась прямая связь УПП с фактором тревожности в каждом из двух выборов теста цветовых предпочтений (r = 0,66, p<0,01 и 0,59, p<0,03). А у «правополушарных»   испытуемых данного возраста наблюдается связь УПП  локально правой области со всеми показателями первого выбора теста и индивидуальными значениями фактора тревожности второго выбора со знаком минус (r =  -0,58, p<0,03).

Таким образом, анализ особенностей взаимосвязей между составляющими эмоциональной сферы индивидуальности школьников раннего подросткового возраста с  учетом межполушарных отношений показывает существенные зависимости между ними. Выделившиеся зависимости  имеют определенное своеобразие, образующееся  за счет избирательной включенности имеющих обобщенный характер элементов психо-эмоционального состояния. В зависимости от направленности межполушарных отношений и возраста изменяются компенсаторные компоненты   психологических неосознаваемых проявлений. Установленные статистически значимые корреляции межполушарной разности УПП симметричных зон коры с уровнем активности  локально правой височной области в группах с противоположной направленностью межполушарных отношений указывает на доминирующую роль правого полушария, что, по-видимому, является отражением функциональной специфической деятельности правого полушария, которая заключается в общем восприятии своей личности,   неопределенностью, новизной ситуации для испытуемого, а также показателем общей готовности мозга к психической деятельности.

Внутригрупповой корреляционный анализ взаимосвязи межполушарной разности УПП в Td-Ts и показателей ЧСС в состоянии спокойного бодрствования у мальчиков 12 и13 лет показал высокий уровень обратной связи с систолическим  давлением в подгруппе испытуемых с правополушарным сдвигом УПП (Td>Ts). Выявленная зависимость указывает на то, что в регуляции механизмов сердечно-сосудистой системы при правосторонней асимметрии энергетического обмена по  УПП в Td-Ts доминирует «стресс индекс» вегетативной регуляции - активность симпатического звена вегетативной нервной системы.   Полученные результаты подтверждают положение о том, что правое полушарие тесно связано   с контролем эмоциональной компоненты  вегетативных реакций.  

Таким образом, соотношение активности височных областей можно рассматривать как значимое звено функциональной системы, обеспечивающей посредством регуляции эмоционально - мотивационной сферы удовлетворение различных (биологических и социальных) потребностей подростка.

ЛИТЕРАТУРА

 1. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. // Изд-во «Флинта», М. – 200. – 264 с.

 2. Собчик Л.Н. МЦВ – модифицированный восьмицветовой тест Люшера. // С-П., Изд-во «Речь» - 2001 -112 с.

 3. Фокин В.Ф., Пономарева Н.В. Энергетическая физиология мозга. – М.: Антидор, 2003. – 287 с.

4. Фокин В.Ф., Пономарева Н.В., Городенский Н.Г., Иващенко Е.И., Разыграев И.И. Функциональная межполушарная асимметрия и межполушарные отношения.// Труды научного совета по экспериментальной и прикладной физиологии.  Том 12 «Системный подход в физиологии».  - 2004. - М. – С. 111-127.


< Back      Конференция 2006       Next>

Hosted by uCoz